1. Какие действия признаются нецелевым использованием бюджетных средств? Является ли это нарушением?

Разъясняет помощник прокурора Самарского района г. Самары Лысова Т.А.

В статье 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закреплен принцип целевого характера бюджетных средств.
Он означает, что в доведенных до получателей бюджетных средств бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств указана цель использования бюджетных средств. Таким образом, целью являются заранее определенные направления расходования бюджетных средств.
В бюджетном законодательстве понятие «нецелевое использование бюджетных средств» закреплено в п. 1 ст. 306.4 БК РФ и является бюджетным нарушением.
Нарушением в этом случае признают направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным: в документе, являющемся правовым основанием предоставления бюджетных средств. К таким документам относится: решение о бюджете, бюджетная роспись, бюджетная смета, договор или соглашение.

2. Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств

        Меры ответственности за нецелевое использование бюджетных средств можно применить только к участникам бюджетного процесса, к которым относятся: финансовый орган, главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.
К участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены как бюджетные меры принуждения, так и  административная и уголовная ответственность в зависимости от характера нарушений.
К бюджетным мерам принуждения относятся:

  • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
  • бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
  • бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
    приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.


Меры бюджетного принуждения применяются в форме выдачи предписания. В случае неисполнения предписания взыскание производится в судебном порядке.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным таким документом, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, по ст. 15.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, группой лиц, по предварительному сговору или в в особо крупном размере влечет ответственность по ст. 285.1 УК РФ, санкция которой предусматривает как штраф, так и лишение свободы.