Творческий путь Рахманинова охватывает большой исторический период. Начало XX века – смутная пора революций и войн. Исторические события не могли не повлиять на формирование взглядов и творчество композитора. Он воспитывался на музыке русских композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова и др. Он жил в эпоху колоссальных перемен. И в музыкальном мире появлялись новые направления и стили, новые имена. Но Рахманинов всегда сохранял свою ярко выраженную творческую индивидуальность, свой неповторимый “колокольный” голос. Это был голос России, глубоко и нежно любимой Родины.
«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка» Сергей Рахманинов.

Рахманинов родился в дворянской семье. Отец композитора происходил из дворян Тамбовской губернии и был музыкально одарённым человеком, но музицировал только любительски. 
Интерес С.В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А.Д. Орнатская. При её поддержке в 9 лет Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. Там он часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете было решено перевезти мальчика в Москву. Так осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, в пансион и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу профессора Зверева. 
В пансионе царила строгая дисциплина: ученики должны были заниматься по шесть часов в день. Обязательным было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях. Четыре года провёл Рахманинов в пансионе Зверева. Здесь же в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал изучать композицию. 
В возрасте 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано. 
Дипломной работой стала первая опера Рахманинова — «Алеко», написанная по произведению А.С. Пушкина «Цыганы». Опера очень понравилась П.И. Чайковскому и по его настоянию была поставлена в Большом театре. 

В возрасте 20 лет Рахманинов начал давать частные уроки, которые, впрочем, очень не любил. В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал дирижёром Московской русской частной оперы, где успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. Там же его другом стал Фёдор Шаляпин. Он был обожаем московской публикой. Вскоре Рахманинов решил покинуть театр, чтобы сосредоточиться на композиции.
В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало вступление в следующий, зрелый период творчества композитора.

В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.
До революции Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве. Много занимался он и делами Российского музыкального издательства, художественный совет которого возглавлял. 
21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища состоялось последнее концертное выступление С.В. Рахманинова в Петрограде. 
Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию, практически без средств, оставив всё своё имущество.
В эмиграции, поняв, что не сможет сейчас заняться композицией, и что сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно тренироваться на фортепиано. 
В ноябре 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон.
Популярность Рахманинова как пианиста была огромной. Практически с самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортёров, папарацци пускались на невообразимые ухищрения, чтобы сделать снимки Рахманинова, хотя внимание к себе он не любил. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время вместо отелей даже жил в персональном железнодорожном вагоне.
Творческий кризис Рахманинова продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями, предметами, напоминавшими о родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей— глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель роялей.
В течение жизни за рубежом (1918—1943гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые однако принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
В 1941 году он закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. Это произведение было самым любимым и для самого Рахманинова. 

В годы Великой Отечественной войны, охваченный почти паникой за судьбу родины, он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд советской армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт. По некоторым данным, Рахманинов даже ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.
Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание связывают именно с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своём заболевании. Последний свой концерт он дал всего за шесть недель до смерти. 
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив трёх дней до своего 70-го дня рождения. В своем завещании Сергей Рахманинов распорядился похоронить его в Нью-Йорке рядом с женой и дочерью.
Всегда интересно узнать, как композитор пишет музыку.
Сергей Васильевич Рахманинов начинал сочинять в основном с утра, если работа шла хорошо, часто засиживался до вечера, но работать ночью не любил. Если работа не шла, настроение Рахманинова резко портилось, он мог отложить или вообще бросить произведение. 
На фортепиано Рахманинов занимался нерегулярно и очень немного, в основном потому, что всё давалось ему на инструменте удивительно легко. Если играл 1 час в день, то 40 минут занимался упражнениями и лишь 20 минут играл произведения. Дома, в отличие от концертов, любил играть негромко, вслушиваясь в каждый звук, как бы «прощупывая» исполняемое. 
Много раз поражала друзей Рахманинова его невероятная музыкальная память: услышав большое симфоническое произведение всего один-два раза, он запоминал его почти наизусть и помнил потом ещё очень долго.
Рахманинов очень любил церковное пение, часто даже зимой он вставал рано утром и, наняв извозчика, ехал на церковную службу.

Тема «Россия и её судьба», главная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. 
Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). 
Особое место в творчестве композитора занимают романсы.
Как и Чайковский, Рахманинов стремился прежде всего запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе, показывая его в росте, динамике и развитии. 
Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение  в романсах Рахманинова. 

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: он синтезировал различные тенденции русского искусства и объединил их под одним знаменателем — русским национальным стилем. 
Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века. Он обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонациями древнерусского знаменного распева. 
Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, став одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. 

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. 
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов. 

В память о Сергее Васильевиче Рахманинове установлены памятники, открыты музеи, учреждена Международная премия, проводятся Международные музыкальные фестивали, носящие его имя. Именем Рахманинова названы улицы, учебные заведения, музыкальные учреждения.
18 марта 2010 года в честь Рахманинова назван кратер на Меркурии.

(Автор: Тимошенко Елена Ивановна. Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

 

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://fb.ru/article/161030/proizvedeniya-rahmaninova-spisok-izvestnyie-proizvedeniya-rahmaninova

http://www.belcanto.ru/rachmaninov_romances.html

https://www.youtube.com/)