Ровно 210 лет назад, 14 февраля, на свет появился Александр Сергеевич Даргомыжский — композитор, оказавший ключевое влияние на становление русской оперы, вокализов и романсов. А еще — основоположник критического реализма в музыке, предшественник «Могучей кучки», единомышленник Глинки и Римского-Корсакова, неустанный экспериментатор… В общем, перечислять можно бесконечно. Рассказываем, чем именно выделился знаменитый творец и кудесник.

«Жизнь за царя» или за русский фольклор
Композиторское портфолио Даргомыжского довольно внушительно: более 100 песен и романсов, а также 6 опер. Согласитесь, далеко не каждый современный исполнитель может похвастаться такой продуктивностью. По творческому духу Александр Сергеевич скорее напоминал Есенина: прожив все детство в сельской местности, талантливый музыкант буквально впитал в себя крестьянский фольклор и народные традиции. Но, как и любая значимая фигура в искусстве, маэстро начинал с малого.
Первый сочинительский опыт тогда еще юного Даргомыжского вылился в 5 разнохарактерных произведений на фортепьяно. К сожалению, тягу к творчеству не приветствовали ни родители, ни преподаватели мальчика, поэтому Александру пришлось на какое-то время забросить серьезные музыкальные эксперименты. Но все меняется с того момента, как одаренный юноша знакомится с Михаилом Сергеевичем Глинкой. Последний на тот момент работал над своей знаковой оперой «Жизнь за царя» и пригласил молодого коллегу поучаствовать в процессе.
Музыкальный почерк Глинки, его «исконно русский» подход к сочинительству настолько поразил молодого самородка, что тот окончательно переключился с инструментального творчества на оперное, вокальное. Так несколько лет спустя родилось первое масштабное произведение Александра Сергеевича — «Эсмеральда».

Элегия с испанским колоритом
Правда, хоть Даргомыжский и прославился как «двигатель русской культуры в массы», ранним его работам был присущ более иностранный колорит. Именно это и заметно в пресловутой опере «Эсмеральда», где элегические настроения переплетаются с испанской страстью, некоторыми восточными мотивами и другими экзотическими элементами. Как несложно догадаться, произведение было написано по знаменитому роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
К сожалению, зрители приняли постановку довольно прохладно, и едва ли по вине самого маэстро: в основном критике подвергались примитивные декорации и сомнительные вокальные данные исполнительницы главной роли. Неудача «Эсмеральды» повергла Даргомыжского в состояние, близкое к апатии. Масла в огонь подлила и затянутая подготовка оперы: композитор закончил работу над произведением еще в 1839 году, а до театральных сцен оно добралось только в 1847-м. Автор произведения писал: «…эти-то восемь лет напрасного ожидания легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».
Но именно в «Эсмеральде» начал проявляться талант Александра как композитора-драматурга. И, уверяем вас, в следующих постановках уникальный дар маэстро расцвел пышным цветом.

«Русалка»: не Андерсен, но Пушкин
Параллельно с подготовкой к премьере оперы по мотивам романа Виктора Гюго Даргомыжский много времени проводил за границей, общаясь с именитыми музыкальными творцами своего времени. Зачитываясь рукописными работами немецкого профессора Дена, маэстро все глубже и глубже постигал азы композиторского искусства. Параллельно он активнее, чем прежде, изучал русский фольклор и песенные традиции Смоленской губернии — места, где провел все детство. Кроме того, маэстро увлекся написанием романсов. Особенно его увлекла интерпретация произведений «литературного» тезки Александра Сергеевича Пушкина: «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград»…
Столь скрупулезный подход к самосовершенствованию дал свои плоды. В 1856 году на сцене Мариинского театра проходит премьера оперы «Русалка» по одноименной повести великого русского поэта. Все то, что Даргомыжский «впитал» за прошедшие годы, нашло применение здесь: западные веяния гармонично предстали перед слушателями в исконно русском амплуа. Постановка стала одной из самых популярных в свое время. В музыкальном спектакле принимал участие даже Федор Шаляпин собственной персоной.

Магнум опус: «Каменный гость»

Но подлинной вершиной творчества композитора принято считать оперу «Каменный гость». Именно здесь Александр Сергеевич кардинально поменял подход к написанию музыки: традиционные арии во многом преобразились в напевные речитативы. По мнению маэстро, такой подход лучше передавал атмосферу происходящего на сцене, сильнее погружал в драматургию. Так Даргомыжский, сам того не подозревая, стал новатором в области оперного искусства. Он сумел соединить текст и музыку в единое, ничем не замутненное гармоничное полотно.
К своему триумфу Александр Сергеевич, без сомнения, шел всю жизнь, но, к сожалению, не успел дописать «магнум опус». Болезнь сердца окончательно подкосила композитора, и в 1969 году он скончался. Оперу за маэстро закончили Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Тем не менее основной глубинный замысел оперы принадлежал — и принадлежит — именно Даргомыжскому.