Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Поселите в доме музыку!

Авторы: Александра Соболева, Анна Потанина.
Центр нейропсихологии, Москва.
Статья опубликована в газете "Здоровье детей", № 7 2005 год.

ПОСЕЛИТЕ МУЗЫКУ В ДОМЕ.
Музыкальное воспитание... В последнее время эти слова — одни из самых непопулярных. Большинство родителей считают, что ребенку надо дать целенаправленное образование, то есть знания, которые ему пригодятся в дальнейшем. Хочешь быть переводчиком — учи языки, юристом — юриспруденцию. Жизнь приучает родителей внушать детям мысль о том, что нужная профессия — кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас — главное.

Многие родители задаются вопросом: зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для маленького школьника, так и для окружающих?

Но несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения старались обязательно дать своим детям музыкальное воспитание. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных учеников.

Занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и значительных волевых усилий со стороны детей, но и несокрушимого родительского терпения. Профессионалами из громадного количества учеников становились единицы, но еще несколько десятилетий тому назад считалось необходимым и престижным приобщать детей к музыкальной культуре.

ЧТО ДАЕТ МУЗЫКА КРОМЕ МУЗЫКИ.
Представим, что ваш мальчик идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности. Ему некогда больше заниматься игрой на фортепьяно. Но перед тем как он надолго (но не навсегда!) закроет крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что это музыка дала ему и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Ваша девочка вдруг забросила музыкальную школу и начала писать хорошие и не по возрасту глубокие стихи и сочинения. Скажите, откуда в ней это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от старенькой ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: "Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье — форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор..."

Рассказывает учительница музыки. "Я обучаю детей игре на фортепьяно. Наша школа — общеобразовательная гимназия, которая имеет музыкальный класс. И вот что я заметила: если школу посещает высокая комиссия, в первую очередь ее ведут в класс, где помимо общеобразовательных предметов преподают музыку. В этом классе и поведение, и успеваемость выше, чем в других. Если мы отправляем учеников на математическую или литературную олимпиаду, наибольшее количество участников оказывается из числа учащихся музыкального класса. Если это совпадение, то почему я его наблюдаю из года в год?"

Попробуем конкретизировать сказанное и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.
1. Правописание.
Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то грамотно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и точном выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать следующие негативные моменты.

2. Нарушение пространственного восприятия.
По статистике 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и др. Не верите? Пусть ребенок определит, стоя напротив вас, какая ваша рука правая, а какая левая. Не справился? Задумался? Значит, при письме он, возможно, пишет буквы (и цифры) зеркально, например "э" вместо "е" или "б" вместо "д", переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и "заезжает за поля". По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение начинает с маленькой буквы.

Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, таких затруднений не испытывает. Он твердо усвоил, какая рука правая, какая левая, ведь перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка — правая рука, нижняя — левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как "вверху-внизу". Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнит его пространственные понятия, а следовательно, позволит избежать названных ошибок в письменных работах.

3. Кинетические и динамические нарушения организации движений.
Бывает, что у детей возникают затруднения при необходимости быстро, механически двигать пальцами, а кисти рук плохо переключаются с одного движения на другое. От этого все внимание ребенка переключено на пальчики, и, выводя сложную букву "в", он думает, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной "з". То же происходит и при написании цифр. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит руки двигаться и координировать движения пальцев?

4. Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой.
Допустим, дети не могут письменно воспроизвести правильно услышанную фразу. Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество звуковых сигналов согласно заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он, возможно, напишет неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не станет соблюдать правил переноса и, вероятно, будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова по слуху на слоги — это деление его на ритмические единицы. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.

Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму — в слова и предложения — отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства. Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в умении грамотно излагать тексты в письменной форме. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему. Часто ученики не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать литературный материал (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и не в состоянии облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, способный передать мысли композитора в звуке, легко справится с такими заданиями и в письменной речи!

МАТЕМАТИКА.
Пифагор создал свою "школу мудрости", положив в ее основу два искусства — музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Пространственное представление, столь необходимое ребенку в овладении письмом, столь же важно и в математике. Из-за его отсутствия дети порой не могут аккуратно расположить столбиком цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задач, особенно на время, скорость и расстояние, ошибаются в устном арифметическом счете. При дальнейшем обучении у таких детей обнаруживаются затруднения при необходимости соблюдать правильную последовательность выполнения арифметических действий. Они забывают, например, что сложение и вычитание нужно производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, то часто попытки одолеть ее с первого раза терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно.

Кроме того, многие школьники делают математические ошибки из-за неумения безошибочно владеть математическими символами, они не могут, например, следить за математическими знаками "+" и "–", путают знак "<" со знаком ">".

Музыка помогает преодолеть эти затруднения на самом начальном этапе обучения, так как владение музыкальной символикой приучает к пользованию любыми обозначениями, в том числе и математическими.

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия — зрительное, слуховое, чувственное — и все виды памяти — зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, играющий "Осеннюю песнь" Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять события, излагаемые учителем, и от этого лучше запоминать факты и соответствующее их объяснение.

Конспектируя материал, он будет усваивать его суть тоже гораздо лучше, потому что у такого школьника налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки.

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств...

История знает многих выдающихся людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был также композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке...

Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что помимо когнитивных способностей музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Рассказывает учительница музыки. "Отец моей любимой ученицы Наташи — известный ученый, сторонник целенаправленного воспитания. Будущее своей дочери он видел в науке. Занятия дочери одновременно в музыкальной и художественной школе его очень беспокоили, так как он считал, что она зря "распыляет" свой потенциал. А участие в конкурсах и концертах он считал нецелесообразной растратой сил".

Свои соображения он излагал в записках, предназначенных учителям. В дневнике девочки я часто находила записки, в которых говорилось, что хотя его дочери и "не наступил медведь на ухо", талант у нее явно отсутствует, а значит, и нет смысла заниматься музыкой. Он предлагал провести следующий эксперимент: пусть Наташа на время оставит занятия, и если она по собственной инициативе не подойдет к инструменту, то музыку надо бросать, чтобы зря не тратить время. У меня сжималось сердце. Иногда я, уступая просьбе отца, спрашивала у девочки: "Наташа, может быть, попробуем сделать так, как советует папа?" — но она отвечала отказом.

Ничего не изменил и приход отца в школу (надо пояснить, что наша школа — гимназия, которая имеет музыкальный класс). Выкроив время, он пришел поговорить с нами с глазу на глаз, пытаясь убедить нас в том, что исполнительское мастерство — не стезя его дочери. Он так и сказал: "У нее другая стезя". "Не волнуйтесь, — уговаривала я его, — если ребенка освободить от "лишнего" занятия, качество других не возрастет. Ваша девочка успевает везде, хватит времени и на науку, в ней как бы сидит жажда познания". "Какая еще там жажда", — снисходительно улыбнулся ученый, но все-таки "отпустил вожжи". На экзамене моя любимая ученица играла так, что я старалась скрыть слезы радости. Это было ее первое выступление — ее первый звездный час. Она демонстрировала в основном не технические результаты, хотя и они заслуживали всяческой похвалы, ее чувство музыки было превосходным. Она играла не учебную программу. Она за роялем воспроизводила свою жизнь, и под ее игру я вспомнила и то, как она пришла ко мне в первый раз, и папины послания, и запреты участвовать в конкурсах, и обильные слезы девочки по этому поводу. Из нашей борьбы с ее отцом — увы! — никто не вышел победителем, потому что после экзамена Наташа призналась мне, что хочет стать художником. А может быть, и в этом есть заслуга музыки?

Конечно, есть. Во-первых, девочка могла выбрать, чем ей заниматься в дальнейшем, потому что имела представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, она приняла самостоятельное, не зависимое ни от мнения учителя, ни от мнения отца решение, что говорит о полной ее личностной сформированности. Какие же черты характера формируются под влиянием музыкального образования?

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
Все мы знаем, как много неприятностей в жизни бывает из-за неправильной самооценки, из-за того, что человек оценивает свои возможности выше или ниже тех, которые имеет на самом деле. Как супервысокое, так и негативное представление о себе дает резко отрицательные результаты. А что, как не участие в конкурсах и концертах, даст возможность юноше или девушке, подростку или совсем маленьким школьникам посмотреть на себя со стороны и сравнить себя с другими?

Музыка делает человека коммуникабильнее, потому что, интерпретируя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. То же происходит и в обычном разговоре, при обмене мнениями в спорах. Люди, которые исполняют публично музыкальные произведения, острее чувствуют нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывают тон и темп беседы — они же привыкли чувствовать мысли и настроение композитора и слушателей.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.

Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Поселите в доме музыку!

В марте 2014-го подавляющее большинство крымчан на референдуме заявили, что хотят быть с Россией и не хотят — с Украиной. «Демократический» Запад волеизъявления 2 300 000 человек «не заметил»

Черноморский полуостров, площадью в 27 000 км, омываемый с севера Азовским морем, присоединялся к России дважды — в 1783 году, при императрице Екатерине Второй, и в 2014-м — при президенте РФ Владимире Путине.

История
Аборигены таврических и киммерийских племен, греческие искатели Золотого руна и скифские кочевники, завоеватели римляне и армянские торговцы, смявшие половцев тумены Орды и генуэзские дельцы, янычары и визири Османской империи и держащие скрепы крымские татары — сотни лет вплоть до середины 18 века на полуострове сменялись (и смешивались) народы и культуры, подбрасывая поленья в уникальный плавильный котел Крыма.

Эллины и северные итальянцы основывали города на побережье. Нынешняя Керчь — в прошлом греческий Пантикапей, две с половиной тысячи лет назад стал столицей Боспорского царства, торговавшего пшеницей, соленой рыбой и вином, а полторы тысячи лет назад оказался северо-восточным оплотом Рима. Потом были тюрки из Хазарского каганата, а с Х века — славяне из Киевской Руси, основавшие в Северном Крыму и Приазовье Тмутараканское княжество. Вслед за ордынцами и Византией в Кафу-Феодосию пришли генуэзцы в 14-м веке, а в 15-м веке генуэзские колонии в Крыму захватила Османская империя, под «крышей» которой почти три с половиной века процветало Крымское ханство.

Нынешняя Керчь — в прошлом греческий Пантикапей
Пантикапей две с половиной тысячи лет назад стал столицей Боспорского царства

Российская империя

В конце 17-го века два неудачных похода на Крым совершил князь Василий Голицын. Потом была серия русско-турецких войн. Наконец, компания 1768-1774 годов завершилась победой войск, ведомых Суворовым и графом де Бальменом. А, значит, и триумфом Екатерины Великой и ее любимца Григория Потемкина, ставшего Таврическим (Крым звался Тавридой). Российская империя заключила с Портой Кучук-Кайнарджийский мир. Север полуострова с ключевыми Керчью и крепостью Еник-Кале, запиравшей выход из Азова в Черное море, отошли России. А уже 9 лет спустя, в 1783 году, весь Крым стал российским. И Крымское ханство, еще недавно простиравшее свои владения на все приазовские территории и часть Кубани, перестало существовать. Шахин-Гирей, правивший полуостровом, отрекся от престола. Местным жителям императрица устами Потемкина обещала сохранение свободы вероисповедания и ведение прежнего уклада жизни. Татарская знать получила права российского дворянства. Российская империя окончательно утвердилась в статусе мировой супердержавы, а Османская империя таковой быть перестала.

Началось строительство Севастополя — будущей главной базы нашего черноморского флота. Ряд крымских городов получили статус открытых. Начался приток населения и инвестиций, в том числе иностранных. Российская знать стала строить дворцы на южном побережье полуострова. Были заложены знаменитые на весь мир виноградники Массандры (князь Л. С. Голицын).

Значение
Крым — это единственные в империи незамерзающие круглый год бухты, глубины и конфигурация которых позволяют размещаться и практически любым кораблям и подлодкам военного флота, и судоверфям. Сейчас его называют непотопляемым авианосцем. Владение Крымом — это контроль обстановки во всем Черноморском регионе. К этому стремились сначала турки, потом англичане с французами, затем немцы.

На рубеже 19 и 20 веков тогдашние аналитики заявляли: «Крым- природный сторож со стороны России, Дарданелл и Суэцкого канала; Крым - природный торговец со Смирною, Трапезунтом, Кипром и Афинами. Из Крыма Россия будет владеть всем соседним Югом, Кавказом, Арменией, Балканским полуостровом».

Крым — одна из двух точек на карте России, где весь год могут восстанавливать здоровье миллионы людей.

Крым — место, где без высоких климатических рисков могут выращиваться сельскохозяйственные культуры, которые невозможно вырастить почти нигде больше в нашей стране (от хлопка и риса до цитрусовых, оливок, лавра).

События нашего времени
В феврале 1954 года лидер СССР Никита Хрущев принял решение передать Крым из состава РСФСР в состав УССР — чтобы «продвинутая Украина» подтянула до своего уровня «отстающий» полуостров и для того, чтобы не было организационных и технических проблем при строительстве Северо-крымского водоканала. Он должен был напоить водами Днепра (точнее, Каховского водохранилища) засушливые степи и полупустыни на севере и в центре полуострова.

Указ Президиум Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» был издан 19 февраля 1954 года. А закон о передаче Верховный Совет Советского Союза принял два месяца спустя. И Указ и законы подписал второй на тот момент человек в стране Климент Ворошилов.

19 ноября 1990-го года РСФСР и УССР заключили договор сроком на 10 лет, где обязались взаимно уважать границы республик на момент подписания. В феврале 1991 года по итогам референдума Крымская область стала автономной республикой. В октябре 1991-го Президиум Верховного Совета Крыма принял заявление, что акт передачи полуострова Украине был совершен «без учета мнения народа». А 21 мая 1992-го Верховный Совет Российской Федерации объявил постановление Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1954 год «не имевшим юридической силы с момента принятия». Причина — нарушение Конституции РСФСР и законодательной процедуры. Позже российский парламент счел, что вопрос статуса Крыма — это предмет договоренности Москвы и Киева с учетом волеизъявления крымчан.
31 мая 1997 года в Киеве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной. В нем стороны подтвердили нерушимость границ между ними. В сентябре 2018-го президент Украины Порошенко заявил о прекращении действия этого договора, 277 депутатов Верховной Рады в декабре 2018-го непродление договора подтвердили. Де факто большинство его положений нарушались Украиной на протяжении многих лет, де юре его действие прекратится 1 апреля 2019 года.

Крымский конфликт
С начала и на протяжении трехмесячных выступлений антиправительственных сил в Киеве и на западе Украины с ноября 2013-го по февраль 2014-го в Крыму большинство населения и значительная часть людей во властных структурах полуострова явно или косвенно демонстрировали свою поддержку официальной власти и неприятие методов и устремлений Майдана. И лишь Меджлис крымско-татарского народа с 21 по 23 февраля организовывал в Симферополе акции в поддержку тех, кто в эти дни свергал законно избранного президента страны Виктора Януковича который вместе с семьей был эвакуирован в Крым, а позже в Ростов-на Дону). На автобусы с крымчанами, которые возвращались из Киева на полуостров в феврале 2014-го, было совершено нападение украинскими националистами, машины были сожжены, погибли люди.

Военные без опознавательных знаков заблокировали военную часть А-2320 в селе Перевальное, которая отказалась сдавать оружие

Ход присоединения
В исполнительные органы власти Севастополя новые люди, настроенные пророссийски, пришли 23-24 февраля 2014 года. Два дня спустя представители меджлиса вместе с боевиками из Киева пытались в Симферополе заблокировать Крымский парламент. Но утром 27 февраля он был деблокирован. Депутаты Верховного Совета отправили в отставку прежний кабинет министров. Новым премьером республики был назначен Сергей Аксенов, лидер партии «Русское единство». Было заявлено о непризнании тех, кто захватил власть в Киеве силовым путем. Прозвучало обращение к руководству РФ с просьбой обеспечить мир и спокойствие на территории полуострова.

После того, как 1 марта Совет Федерации России дал добро президенту РФ на использование российских войск на территории Крыма (по российско-украинским соглашениям в Севастополе в районе базирования Черноморского флота и на двух авиабазах могло находиться до 25 тысяч российских военнослужащих) бойцы Сил Специальных операций совместно с представителями крымской самообороны блокировали все части ВСУ на территории полуострова.

16 марта прошел референдум о присоединении Крыма к России, на котором более 95% проголосовавших (при явке около 85%) сказали «да» вхождению в РФ.

17 марта была провозглашена независимая республика Крым.

18 марта Крым подписал договор о вхождении во состав Российской Федерации.

Последствия для России
Несмотря на жесткое неприятие Украиной, США и других членов НАТО итогов волеизъявления народа Крыма и возвращение его в состав России, а также санкций, которые страны запада во главе с американцами ввели с весны 2014-го года по отношению к России из-за «аннексии Крыма», интеграция полуострова в состав РФ за минувшие пять лет практически состоялась.

Остров получил энергетическую, транспортную, продовольственную независимость от Украины, которая все годы «незалежности» держала полуостров на голодном пайке.

Крупнейшим инфраструктурным проектом для России в 21 веке стал Крымский мост (более 229 млрд. рублей). Автомобильное движение по нему идет с мая 2018-го, железнодорожное начнется в конце 2019-го. «Продолжением» моста станет федеральная трасса «Таврида». Она соединит восток и запад полуострова скоростным автобаном, ее готовность на март 2019-го составила более 60%. Одним из крупнейших в Восточной Европе и самым современным стал новый аэропорт Симферополя «Крымская волна». Три энергоблока общей мощностью до 500 МВт, введенные за эти годы и энергомост из Краснодарского края позволили отказаться от поставок электроэнергии из Украины.

Проблемой остается снабжение водой агропрома республики — из-за перекрытия Украиной Северо-Крымского водоканала.

Из-за санкций на полуострове не работают крупнейшие российские банки и телекоммуникационные операторы, но ведущие авиакомпании страны совершают рейсы в Симферополь из большинства крупнейших городов европейской части России.

Несмотря на то, что значительная часть членов ООН де юре не признает вхождение Крыма в Россию, де факто на полуострове за 5 лет побывали делегации из большинства европейских стран, в том числе с участием депутатов республиканских и городских парламентов, а также крупных бизнесменов.

Интересные факты
Крым — единственный полуостров страны, где присутствуют 3 природно-климатические зоны: субтропики, горы, степи.

В Крыму течет 257 рек (самая длинная Салгир — 215 км), есть 50 соленых озер, самая высокая точка полуострова — гора Роман-Кош 1545 м.

Самый протяженный в мире (!) троллейбусный маршрут — Симферополь-Ялта, 86 км.

В Крыму расположена одна из мощнейший в мире солнечных электростанций. Мощность построенной австрийцами у поселка Перово станции — 100 МВт.

Крупнейшая в Европе астрофизическая обсерватория работает в поселке Научном под Бахчисараем, она основана в 1949 году, ее ученые открыли более 850 астероидов.

100 лет назад 40% поваренной соли Российской империи добывалось в Крыму.

22 февраля в Школе №15 им. Н.А. Хардиной состоялись выступления фольклорных ансамблей «Радуга» и «Кудесы» «Широкая Масленица!»
Масленица – вкусный и веселый праздник. Вокруг него сложилось много традиций и даже поверий. Проводы зимы и встреча весны предки сопровождали народными гуляньями.

В этот день, в школе №15 им. Н.А. Хардиной прошли проводы зимы. Праздник провели - руководитель фольклорных ансамблей Сидорова Оксана Васильевна и концертмейстер, заслуженный артист Самарской области - Титов Олег Валентинович.

Для гостей прозвучали народные масленичные песни в исполнении фольклорных ансамблей и их солистов.
Завершился праздник традиционным масленичным чаепитием с блинами.

С наступлением весны светит яркое, теплое солнышко, бегут ручейки, а на душе тепло и светло от приближающего праздника всех женщин. В этот день особенно хочется радоваться весне, теплу и поздравлять милых дам с их праздником.

Уважаемые коллеги, дорогие наши женщины! От всей души поздравляю вас с Международным женским днём! Желаю всем крепкого здоровья, радостного весеннего настроения, ярких солнечных дней, насыщенной и радужной жизни, ясных и светлых дорог в будущем, исполнения всех желаний и достижения поставленных целей. Пусть каждый день будет наполнен приятными впечатлениями, весёлыми праздниками, зарядом бодрости и энергии, счастливыми улыбками и добрыми словами, неожиданными сюрпризами и добрыми словами, а душа будет наполнена спокойствием и уверенностью в завтрашнем дне. Желаю вам всегда быть самыми любимыми, нужными, красивыми и неповторимыми! Пусть каждый день приносит новые победы и достижения!

Презентация

Ровно 210 лет назад, 14 февраля, на свет появился Александр Сергеевич Даргомыжский — композитор, оказавший ключевое влияние на становление русской оперы, вокализов и романсов. А еще — основоположник критического реализма в музыке, предшественник «Могучей кучки», единомышленник Глинки и Римского-Корсакова, неустанный экспериментатор… В общем, перечислять можно бесконечно. Рассказываем, чем именно выделился знаменитый творец и кудесник.

«Жизнь за царя» или за русский фольклор
Композиторское портфолио Даргомыжского довольно внушительно: более 100 песен и романсов, а также 6 опер. Согласитесь, далеко не каждый современный исполнитель может похвастаться такой продуктивностью. По творческому духу Александр Сергеевич скорее напоминал Есенина: прожив все детство в сельской местности, талантливый музыкант буквально впитал в себя крестьянский фольклор и народные традиции. Но, как и любая значимая фигура в искусстве, маэстро начинал с малого.
Первый сочинительский опыт тогда еще юного Даргомыжского вылился в 5 разнохарактерных произведений на фортепьяно. К сожалению, тягу к творчеству не приветствовали ни родители, ни преподаватели мальчика, поэтому Александру пришлось на какое-то время забросить серьезные музыкальные эксперименты. Но все меняется с того момента, как одаренный юноша знакомится с Михаилом Сергеевичем Глинкой. Последний на тот момент работал над своей знаковой оперой «Жизнь за царя» и пригласил молодого коллегу поучаствовать в процессе.
Музыкальный почерк Глинки, его «исконно русский» подход к сочинительству настолько поразил молодого самородка, что тот окончательно переключился с инструментального творчества на оперное, вокальное. Так несколько лет спустя родилось первое масштабное произведение Александра Сергеевича — «Эсмеральда».

Элегия с испанским колоритом
Правда, хоть Даргомыжский и прославился как «двигатель русской культуры в массы», ранним его работам был присущ более иностранный колорит. Именно это и заметно в пресловутой опере «Эсмеральда», где элегические настроения переплетаются с испанской страстью, некоторыми восточными мотивами и другими экзотическими элементами. Как несложно догадаться, произведение было написано по знаменитому роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
К сожалению, зрители приняли постановку довольно прохладно, и едва ли по вине самого маэстро: в основном критике подвергались примитивные декорации и сомнительные вокальные данные исполнительницы главной роли. Неудача «Эсмеральды» повергла Даргомыжского в состояние, близкое к апатии. Масла в огонь подлила и затянутая подготовка оперы: композитор закончил работу над произведением еще в 1839 году, а до театральных сцен оно добралось только в 1847-м. Автор произведения писал: «…эти-то восемь лет напрасного ожидания легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».
Но именно в «Эсмеральде» начал проявляться талант Александра как композитора-драматурга. И, уверяем вас, в следующих постановках уникальный дар маэстро расцвел пышным цветом.

«Русалка»: не Андерсен, но Пушкин
Параллельно с подготовкой к премьере оперы по мотивам романа Виктора Гюго Даргомыжский много времени проводил за границей, общаясь с именитыми музыкальными творцами своего времени. Зачитываясь рукописными работами немецкого профессора Дена, маэстро все глубже и глубже постигал азы композиторского искусства. Параллельно он активнее, чем прежде, изучал русский фольклор и песенные традиции Смоленской губернии — места, где провел все детство. Кроме того, маэстро увлекся написанием романсов. Особенно его увлекла интерпретация произведений «литературного» тезки Александра Сергеевича Пушкина: «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград»…
Столь скрупулезный подход к самосовершенствованию дал свои плоды. В 1856 году на сцене Мариинского театра проходит премьера оперы «Русалка» по одноименной повести великого русского поэта. Все то, что Даргомыжский «впитал» за прошедшие годы, нашло применение здесь: западные веяния гармонично предстали перед слушателями в исконно русском амплуа. Постановка стала одной из самых популярных в свое время. В музыкальном спектакле принимал участие даже Федор Шаляпин собственной персоной.

Магнум опус: «Каменный гость»

Но подлинной вершиной творчества композитора принято считать оперу «Каменный гость». Именно здесь Александр Сергеевич кардинально поменял подход к написанию музыки: традиционные арии во многом преобразились в напевные речитативы. По мнению маэстро, такой подход лучше передавал атмосферу происходящего на сцене, сильнее погружал в драматургию. Так Даргомыжский, сам того не подозревая, стал новатором в области оперного искусства. Он сумел соединить текст и музыку в единое, ничем не замутненное гармоничное полотно.
К своему триумфу Александр Сергеевич, без сомнения, шел всю жизнь, но, к сожалению, не успел дописать «магнум опус». Болезнь сердца окончательно подкосила композитора, и в 1969 году он скончался. Оперу за маэстро закончили Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Тем не менее основной глубинный замысел оперы принадлежал — и принадлежит — именно Даргомыжскому.

24 января в Детской музыкальной школе №12 состоялась Творческая встреча учащихся (класс гитара) со студентами Самарского музыкального училища им Д.Г. Шаталова (класс преподавателя Господчикова А.Ю.). В начале встречи студенты вспомнили школьные годы, любимые предметы, рассказали о том, что именно повлияло на выбор вуза и специальности. Собравшиеся в зале педагоги, учащиеся школы и их родители тепло принимали участников выступления.

Блокада Ленинграда, начавшаяся 8 сентября 1941 года, длилась почти 900 дней. Единственный путь – "Дорога жизни", – по которому доставлялось в город продовольствие, был проложен по льду Ладожского озера. В блокированном Ленинграде оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Блокада была прорвана 18 января 1943 года, однако до ее полного снятия – 27 января 1944 года – ленинградцам пришлось ждать еще целый год. Одним из способов пережить то страшное время для ленинградцев стала музыка. Звук репродукторов смягчал ужас голода и одиночества. В 1942 году в городе впервые прозвучала Седьмая симфония Шостаковича. "Ленинградская" симфония стала символом сопротивления осажденного города.

21 декабря 2022 года в самарской Школе №15 им. М.А. Хардиной состоялся Рождественский концерт фольклорного ансамбля "Радуга" и фольклорного ансамбля "Кудесы" "Коляда, Коляда ты где была". Руководитель ансамблей - Сидорова Оксана Васильевна, концертмейстер - заслуженный артист Самарской области Титов Олег Валентинович

21 декабря 2022 года Самарский государственный институт культуры в партнерстве с Детской музыкальной школой №12 организовали концерт гитарной музыки. На сцене Детской музыкальной школы №12 выступили студенты 2 курса Самарского государственного института культуры, приуроченного к участию в III Всероссийском конкурсе «Классическая гитара в Казани».
Для зрителей выступили Мотыгин Даниил и Гайнуллин Эмиль