Ровно 210 лет назад, 14 февраля, на свет появился Александр Сергеевич Даргомыжский — композитор, оказавший ключевое влияние на становление русской оперы, вокализов и романсов. А еще — основоположник критического реализма в музыке, предшественник «Могучей кучки», единомышленник Глинки и Римского-Корсакова, неустанный экспериментатор… В общем, перечислять можно бесконечно. Рассказываем, чем именно выделился знаменитый творец и кудесник.

«Жизнь за царя» или за русский фольклор
Композиторское портфолио Даргомыжского довольно внушительно: более 100 песен и романсов, а также 6 опер. Согласитесь, далеко не каждый современный исполнитель может похвастаться такой продуктивностью. По творческому духу Александр Сергеевич скорее напоминал Есенина: прожив все детство в сельской местности, талантливый музыкант буквально впитал в себя крестьянский фольклор и народные традиции. Но, как и любая значимая фигура в искусстве, маэстро начинал с малого.
Первый сочинительский опыт тогда еще юного Даргомыжского вылился в 5 разнохарактерных произведений на фортепьяно. К сожалению, тягу к творчеству не приветствовали ни родители, ни преподаватели мальчика, поэтому Александру пришлось на какое-то время забросить серьезные музыкальные эксперименты. Но все меняется с того момента, как одаренный юноша знакомится с Михаилом Сергеевичем Глинкой. Последний на тот момент работал над своей знаковой оперой «Жизнь за царя» и пригласил молодого коллегу поучаствовать в процессе.
Музыкальный почерк Глинки, его «исконно русский» подход к сочинительству настолько поразил молодого самородка, что тот окончательно переключился с инструментального творчества на оперное, вокальное. Так несколько лет спустя родилось первое масштабное произведение Александра Сергеевича — «Эсмеральда».

Элегия с испанским колоритом
Правда, хоть Даргомыжский и прославился как «двигатель русской культуры в массы», ранним его работам был присущ более иностранный колорит. Именно это и заметно в пресловутой опере «Эсмеральда», где элегические настроения переплетаются с испанской страстью, некоторыми восточными мотивами и другими экзотическими элементами. Как несложно догадаться, произведение было написано по знаменитому роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
К сожалению, зрители приняли постановку довольно прохладно, и едва ли по вине самого маэстро: в основном критике подвергались примитивные декорации и сомнительные вокальные данные исполнительницы главной роли. Неудача «Эсмеральды» повергла Даргомыжского в состояние, близкое к апатии. Масла в огонь подлила и затянутая подготовка оперы: композитор закончил работу над произведением еще в 1839 году, а до театральных сцен оно добралось только в 1847-м. Автор произведения писал: «…эти-то восемь лет напрасного ожидания легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».
Но именно в «Эсмеральде» начал проявляться талант Александра как композитора-драматурга. И, уверяем вас, в следующих постановках уникальный дар маэстро расцвел пышным цветом.

«Русалка»: не Андерсен, но Пушкин
Параллельно с подготовкой к премьере оперы по мотивам романа Виктора Гюго Даргомыжский много времени проводил за границей, общаясь с именитыми музыкальными творцами своего времени. Зачитываясь рукописными работами немецкого профессора Дена, маэстро все глубже и глубже постигал азы композиторского искусства. Параллельно он активнее, чем прежде, изучал русский фольклор и песенные традиции Смоленской губернии — места, где провел все детство. Кроме того, маэстро увлекся написанием романсов. Особенно его увлекла интерпретация произведений «литературного» тезки Александра Сергеевича Пушкина: «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград»…
Столь скрупулезный подход к самосовершенствованию дал свои плоды. В 1856 году на сцене Мариинского театра проходит премьера оперы «Русалка» по одноименной повести великого русского поэта. Все то, что Даргомыжский «впитал» за прошедшие годы, нашло применение здесь: западные веяния гармонично предстали перед слушателями в исконно русском амплуа. Постановка стала одной из самых популярных в свое время. В музыкальном спектакле принимал участие даже Федор Шаляпин собственной персоной.

Магнум опус: «Каменный гость»

Но подлинной вершиной творчества композитора принято считать оперу «Каменный гость». Именно здесь Александр Сергеевич кардинально поменял подход к написанию музыки: традиционные арии во многом преобразились в напевные речитативы. По мнению маэстро, такой подход лучше передавал атмосферу происходящего на сцене, сильнее погружал в драматургию. Так Даргомыжский, сам того не подозревая, стал новатором в области оперного искусства. Он сумел соединить текст и музыку в единое, ничем не замутненное гармоничное полотно.
К своему триумфу Александр Сергеевич, без сомнения, шел всю жизнь, но, к сожалению, не успел дописать «магнум опус». Болезнь сердца окончательно подкосила композитора, и в 1969 году он скончался. Оперу за маэстро закончили Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Тем не менее основной глубинный замысел оперы принадлежал — и принадлежит — именно Даргомыжскому.

24 января в Детской музыкальной школе №12 состоялась Творческая встреча учащихся (класс гитара) со студентами Самарского музыкального училища им Д.Г. Шаталова (класс преподавателя Господчикова А.Ю.). В начале встречи студенты вспомнили школьные годы, любимые предметы, рассказали о том, что именно повлияло на выбор вуза и специальности. Собравшиеся в зале педагоги, учащиеся школы и их родители тепло принимали участников выступления.

Блокада Ленинграда, начавшаяся 8 сентября 1941 года, длилась почти 900 дней. Единственный путь – "Дорога жизни", – по которому доставлялось в город продовольствие, был проложен по льду Ладожского озера. В блокированном Ленинграде оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Блокада была прорвана 18 января 1943 года, однако до ее полного снятия – 27 января 1944 года – ленинградцам пришлось ждать еще целый год. Одним из способов пережить то страшное время для ленинградцев стала музыка. Звук репродукторов смягчал ужас голода и одиночества. В 1942 году в городе впервые прозвучала Седьмая симфония Шостаковича. "Ленинградская" симфония стала символом сопротивления осажденного города.

21 декабря 2022 года в самарской Школе №15 им. М.А. Хардиной состоялся Рождественский концерт фольклорного ансамбля "Радуга" и фольклорного ансамбля "Кудесы" "Коляда, Коляда ты где была". Руководитель ансамблей - Сидорова Оксана Васильевна, концертмейстер - заслуженный артист Самарской области Титов Олег Валентинович

21 декабря 2022 года Самарский государственный институт культуры в партнерстве с Детской музыкальной школой №12 организовали концерт гитарной музыки. На сцене Детской музыкальной школы №12 выступили студенты 2 курса Самарского государственного института культуры, приуроченного к участию в III Всероссийском конкурсе «Классическая гитара в Казани».
Для зрителей выступили Мотыгин Даниил и Гайнуллин Эмиль

3 ноября в концертном зале Детской музыкальной школы №12 состоялся Отчетный концерт ансамбля русских народных инструментов «Самарские кружева».

Ансамбль русских народных инструментов «Самарские кружева» был создан в 2010 году концертмейстером Детской музыкальной школы №12, заслуженным артистом Самарской области Титовым Олегом Валентиновичем.

Руководители ансамбля - Алпатова Валентина Васильевна - преподаватель Детской музыкальной школы №12, Титов Олег Валентинович - концертмейстер Детской музыкальной школы №12, заслуженный артист Самарской области.

Ансамбль состоит из шести музыкантов, по–настоящему увлеченных своей работой, исполнительством и педагогической деятельностью.

В 2021 году Ансамбль русских народных инструментов «Самарские кружева» в очередной раз подтвердил свое высокое звание – «Народный самодеятельный коллектив».
В программе концерта прозвучали самые яркие произведения из репертуара ансамбля.

Игорь Федорович Стравинский – один из тех русских композиторов 20 века, которые оказали огромное влияние на развитие современной музыки. В его творчестве сочетались разные, часто противоречивые черты, характерные для мирового музыкального искусства 20 века. Идейно-художественная эволюция И.Ф.Стравинского очень сложна, особенно из-за разнообразия «творческих манер» как их именовал сам композитор. В их смене и резкой стилевой изменчивости – своеобразие индивидуальности композитора.

Музыкальное наследие композитора И.Ф.Стравинского представлено в фондах РГАФД в записях выдающихся исполнителей отечественных и зарубежных. Есть несколько уникальных записей. Это записи произведений И.Ф.Стравинского в исполнении оркестров под его управлением и записи интервью композитора во время его гастролей в СССР в 1962 году.

Презентация

11 октября в Актовом зале Самарского государственного института культуры прошел мастер-класс Заслуженного артиста России, солиста Государственного Академического Большого театра России, преподавателя Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Муравицкого Романа Ивановича.

Роман Муравицкий — обладатель редкого по красоте и насыщенности голоса, богатого обертонами и красками, характерными как для исполнения лирического, так и драматического тенорового репертуара.

Также маэстро провел лекцию для участников мастер-класса и слушателей, на которой рассказал о своей концертной деятельности и об особенностях исполнения на иностранных языках. Роман Муравицкий рассказал про особенности пения на немецком и итальянском языках.
В 2010 году Роман Муравицкий был удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».

Как на большой оперной сцене, так и в концертной деятельности, искусство Романа Муравицкого привлекает своей беспредельной музыкальностью, разнообразием вокальных красок, недюжинным актёрским талантом и бережным отношением к Его Величеству Музыке!
Встреча была организована Детской музыкальной школой №12 в партнерстве с Самарским государственным институтом культуры и прошла в рамках реализации образовательного и наставнического проекта в области культуры, искусства и креативных индустрий «Музыкальная мастерская успешных» в связи с получением грантовой поддержки Президентского фонда культурных инициатив.

Еще со школы известно, насколько национальные костюмы народов России поражают своим разнообразием. Ведь в этой стране проживают люди более 190 национальностей, каждая из которой отличается своими традициями и культурой.

Такие особенности не могут не отразиться на костюмах народов многонационального государства. Традиционная одежда различается покроем, цветом, орнаментом, элементами декора, видами головных уборов и другими деталями. Наглядно отображают национальные костюмы народов России красочнее картинки с названиями.

Ссылка на виртуальную экскурсию — https://dzen.ru/media/id/5e2c93b1a3f6e400b1d6b959/nacionalnye-kostiumy-narodov-rossii-5e3d06ef3ca31f61b1afe6a9